воскресенье, 31 августа 2014
Однажды, осматривая в селе Измайлове льняные анбары предка своего Никиты Ивановича Романова, увидел государь старый ботик, построенный еще при Алексее Михайловиче для разъездов по Москве-реке» — так описывает известный историк флота, декабрист Н. А. Бестужев первую встречу юного Петра I с небольшим судном, которому суждено было стать «дедушкой» русского флота.
читать дальше
Именно с этих юношеских прогулок началось серьезное увлечение Петра морским делом, флотскими науками и кораблестроением. Ботик, по его замечанию, стал своеобразным "плодоносным семенем" для Российского флота. Ботик представлял собой дубовое парусно-гребное судно с плавными обводами носовой оконечности, транец был украшен декоративной резьбой, днище обшито медными листами. Водоизмещение 1.28 тонны, длина 6.1 метра, ширина 1.97 метра, высота борта 0.8 метра, осадка 0.3 метра, высота мачты 6.61 метра. Вооружение составляли 4 легкие пушки.
Петр I управляет парусным ботиком
На этом ботике, ходившем под парусом против ветра, Петр вначале катался по реке Яузе. Но была она тесна, и Петр, успевший пристраститься к «водяной потехе», перенес ботик на находящийся в Измайлове Просяной пруд. «Но и там, — замечает новоиспеченный моряк, — немного авантажу сыскал, а охота стала от часу быть более». Плодом этой охоты была закладка в 1689 году трех судов на Переяславском озере, где со своими преображенцами и юный царь работал топором наравне с простыми плотниками.
Из Немецкой слободы взяли еще двух иноземцев — Франца Тиммермана, знавшего математику и обращение с астролябией, и старика Картена Брандта, хорошо понимавшего морское дело. На берегу Переяславского озера выросли вскоре дворцы, батареи, пристань для судов. На глади его происходили первые «морские маневры». Скоро и озеро стало казаться тесным Петру. Началась одна из самых трагических и героических страниц истории России — борьба за выход к морю. Началась эпоха, пронизанная героической борьбой русского народа за свое национальное существование, за свою независимость.
С 1701 г. ботик, получивший наименование "Дедушка Российского флота", хранился в Московском Кремле в специально отведенном месте под навесом. Однако Петр не забыл о нем. В январе 1722 ботик участвовал в праздновании победы над Швецией в Северной войне 1700-1721. Мимо ботика на полозьях по снегу провезли макеты военных судов, что символизировало приветствие флотом своего первенца. В 1723 он был перевезен в Санкт-Петербург. При прибытии в столицу в мае 1723 г. ботик торжественно встречали у Александро-Невского монастыря, а затем у Петропавловской крепости на Неве салютом в 31 артиллерийский залп.
11 августа 1723 года Балтийский флот на Котлинском рейде торжественно принимал своего «дедушку». 20 линейных кораблей и другие суда салютовали из всех своих орудий проходившему мимо ботику, который шел на буксире флагманских шлюпок. Команду составляли прославленные адмиралы Российского флота. Командовал ботиком генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, обязанности рулевого исполнял адмирал Петр Михайлов (Петр I), роль лотового — вице-адмирал А. Д. Меншиков, пушкаря, отвечавшего за салюты, — обер-цейхмейстер флота Отто, на веслах сидели вице-адмиралы Сиверс и Гордон, контр-адмиралы Синявин и Сандерс.
30 августа ботик был окончательно поставлен на пьедестал в Государевом больверке Петропавловской крепости, однако не стал "недвижимой" реликвией. По специальному указу Петра I от 2 сентября 1724 г. предписывалось в каждую очередную годовщину Ништадтского мирного договора между Россией и Швецией "ботик в 30-м числе августа для торжествования выводить повсегодно на воду". На специально подготовленном судне, буксируемом галерой, ботик провозили вверх по Неве до Александро-Невского монастыря и обратно в Петропавловскую крепость. Так случалось в августе 1724 г. при переносе останков Александра Невского в монастырь-лавру, в 1744 и 1745 гг. при церемониальном шествии в честь "Дедушки Российского флота". В 1761 г. на территории крепости близ Петропавловского собора по проекту архитектора А.Ф. Виста построен павильон для ботика - "Ботный домик". В XIX столетии ботик не раз покидал свою памятную стоянку: во время празднования 100-летия Санкт-Петербурга 16 мая 1803 г. он был установлен на шкафуте линейного корабля "Гавриил", стоявшего на Неве у Сената; в 1836 г. ботик провезли по реке на шканцах парохода "Геркулес" под салютование кораблей Балтийского флота. В 1872 г. отреставрированный ботик возили на Всероссийскую политехническую выставку в Москву. С 1928 г. он хранился в Новом Петергофе, а в 1940 г. передан Центральному военно-морскому музею.
В июле 1941 как национальная реликвия был эвакуирован в Ульяновск, а в 1946 возвращен в ЦВММ. Ремонтировался в 1688, 1722, 1872 и 1966.
@темы:
Петр Первый,
Меншиков,
флот,
исторические документы,
птенцы гнезда Петрова,
Апраксин