Сложные отношения между Меншиковым и Леблоном стали поводом для сочинения иностранными "очевидцами" известных анекдотов, совершенно исказивших реальные факты.читать дальше В одном из них (№60) Штелин ссылаясь на секретаря посольства Нидерландов Шварта, рассказал, как при возвращении в 1718 (?) Петр обнаружил, что на Васильевском острове "каналы и улицы по обеим сторонам были слишком узки" - "уже одного Амстердамского канала без улиц", "весьма разгневался, вскричал: "Все испорчено!" ... "и при всяком случае укорял тем князя Меншикова, которому поручено было главное смотрение над строением нового города". Когда же в Петербург приехал Леблон (?), царь повез его на Васильевский остров и просил совета, на что архитектор ответил: "Нечего больше делать, как... сделанные каналы засыпать (?) и выкопать другие", на что Петр ответил: "Я это думал", сел в шлюпку и поехал". Анекдот повторил Нартов (№68), добавив живописные подробности о том, как царь схватил Меншикова за грудь, "потряс его столь сильно, что чуть было душа из него не выскочила, и вытолкнул потом вон". сказав, что "сие дело не Меншикова, он не строитель, а разоритель городов".
Напомним читателям, что в 1716 - 1718 гг основная часть Васильевского острова была покрыта лесом, в том числе и строевым, и кустарником, и о каких бы то ни было "вырытых" каналах не могло быть и речи - все они без исключения существовали только на планах вплоть до 1727 года, кроме единственного подъездного канала к Посольским хоромам князя.
Соответственно, не было и быть не могло бурной сцены с попреками князю. Эта легенда была окончательно опровергнута еще в 1918 году П.Н. Столыпиным. Однако отношения между Меншиковым и Леблоном и в самом деле были сложные.
Н.В. Калязина, Е.А. Калязин
Легенда о каналах на Васильевском острове, опровергнутая П.Н. Столыпиным
Сложные отношения между Меншиковым и Леблоном стали поводом для сочинения иностранными "очевидцами" известных анекдотов, совершенно исказивших реальные факты.читать дальше