Одним из сподвижников Петра I был Франц Лефорт.
Франц Яковлевич Лефорт родился в 1656 году в Женеве в семье торговца. До 14 лет он учился в женевском коллегиуме (средняя школа, в которой некоторые предметы преподавались как в высшем учебном заведении), а затем был отправлен в Марсель для обучения торговле. Но это занятие не привлекало молодого человека. Высокий, статный юноша мечтал о военной карьере. Он отличался умом, веселым нравом, смелостью и предприимчивостью – это способствовало осуществлению его честолюбивых планов.
читать дальше
В 1674 году Лефорт вопреки воле родителей уехал в Голландию и начал военную карьеру в свите курляндского герцога Фридриха-Казимира. Но его тянуло испытать себя в необычной обстановке, и он уехал в Россию. В Москве он поселился в Немецкой слободе, где и остался надолго и даже женился. Лефорт служил некоторое время в должности секретаря датского резидента (дипломата). Но с конца 1678 года он был назначен командиром роты в составе киевского гарнизона. В Киеве он служил два с половиной года, участвовал в военных походах, зарекомендовав себя храбрым стрелком и отличным наездником.
В 1689 году Лефорт познакомился с молодым Петром, и с этих пор его судьба была неразрывно связана с деятельностью юного самодержца. В 1690 году Петр начал открыто посещать Немецкую слободу, где всё чаще бывал в гостях у Лефорта (первоначально против дружбы с «иноземцами и еретиками» Гордоном и Лефортом возражал патриарх Иоаким: столь небывалое по понятиям того времени поведение московского государя возмущало сторонников старых обычаев).
Будучи отважным рубакой, весельчаком и человеком острого ума, Лефорт заслужил искреннюю привязанность Петра. Был неизменным спутником царя в его поездках на Переяславское озеро и Белое море, в кожуховских маневрах и обоих Азовских походах.
Пользуясь большим влиянием при дворе, Лефорт никогда не злоупотреблял этим и не вмешивался в дела управления государством. Произведенный в адмиралы, он состоял так же полковником выборного полка, который размещался в казармах, выстроенных на левом берегу Яузы, недалеко от дома Лефорта. Это новое поселение получило название Лефортовской слободы, дошедшее до наших дней.
В 1690 году по случаю рождения царевича Алексея Лефорту был пожалован чин генерал-майора. В связи с постоянными собраниями и вечеринками у Лефорта возникла необходимость в расширении его небольшого дома – это было сделано из денег, выданных Петром: дом был отделан с небывалым великолепием. Петр чувствовал себя в доме Лефорта легко и свободно, отдыхал от надоевшего ему старого московского уклада. Соотечественник Лефорта писал: «При дворе только и говорят о его величестве и о Лефорте. Они неразлучны…»
И действительно: ни одно дело, задуманное Петром, не обходилось без участия Лефорта. Он командовал полком, кораблем «Марс» во время морских учений, а затем и прибывшим из Голландии кораблем. Он сопровождал Петра в его поездках по стране. В 1693 году он был произведен в генералы.
Лефорт участвовал в Азовских походах и во время штурма Азова в 1695 году лично захватил турецкое знамя. После этого похода он был назначен Петром адмиралом русского флота. Это назначение не всем пришлось по душе, так как считалось, что Лефорт был несведущ в морском деле, но Петр рассчитывал на его энтузиазм и энергию, чтобы создать русский галерный флот и перекрыть туркам доступ к Азову. Лефорт с этой задачей успешно справился (19 июля 1696 года крепость Азов была взята). Лефорт получил за взятие Азова звание новгородского наместника, вотчины в Рязанском и Епифанском уездах, золотую медаль и соболью шубу.
Лефорту принадлежала инициатива поездки русского посольства на Запад к европейским дворам в 1697 – 1698 гг. Хорошо образованный, знавший несколько иностранных языков, знакомый с европейскими обычаями и порядками, он возглавил посольство, но роль его сводилась к решению вопросов представительства, а деловые переговоры вели младшие послы Ф.А. Головин и П.Б. Возницын. Кроме того, Петр, бывший в составе посольства инкогнито, поручал своему близкому другу различные покупки и наем иноземцев на русскую службу.
Вскоре после возвращения посольства в Москву Лефорт умер. Причиной его скорой смерти стала многолетняя несдержанность в еде и напитках. Дом Лефорта в Немецкой слободе в Москве в свое время служил Петру этаким филиалом собственных апартаментов, где он любил принимать иностранных послов и устраивать официальные обеды и просто дружеские попойки. О том, что такая жизнь до добра его не доведет, врачи начали говорить за несколько лет до того, как здоровье Лефорта серьезно ухудшилось. За три года до смерти он написал: «Уже год как я веду умеренную жизнь и вино мне запрещено». Однако эти победы врачей были лишь временными. Проходило несколько месяцев и Лефорт уже писал царю такие послания: «Вчерашний день были у меня товарищи, и по указу твою грамоту не отпирали, покамест три кубка великие выпили, а после читали и три раза еще пили, а вы извольте хоть немножко пить про здоровье, которое мы пили». Лефорт слег в начале февраля, но даже в таком состоянии находил в себе силы принимать гостей. В конце концов Лефорт начал терять сознание и большую часть времени проводил в бреду. За час до кончины к Лефорту пришел пастор и начал говорить ему о необходимости обратиться к Богу, на что Лефорт, слабо махнув рукой, сказал: «Не говорите так много».
Петр искренне оплакивал потерю друга. Он устроил ему торжественные и пышные похороны. На них присутствовали весь двор и послы иностранных держав. Колесницу умершего везли 16 вороных коней, запряженных цугом. Ее сопровождали три полка с приспущенными знаменами. Прах адмирала был предан земле под грохот барабанов и пушечные залпы.